Библия и Веды: существует ли между ними гармония?



         Данная статья является реакцией на прочтение брошюры, которую мне, почти после часовой беседы, дал почитать один мужчина, встретившийся в проповедническом служении. По своим убеждениями он является сторонником концепции «Общества сознания Кришны» (в народе членов этой религиозной организации называют кришнаитами), хотя не является членом этой организации. Последователей «Общества сознания Кришны» порой можно встретить обычно в крупных населённых пунктах в людных местах, где они коллективно исполняют мантру «Харе Кришна…», а также предлагают приобрести ведические писания, такие как «Бхагават-Гита», «Шримад-Бхагаватам» и др.


        Говоря об упомянутой брошюре, следует отметить, что она, к сожалению, не имеет каких-либо опознавательных знаков, а именно: не указан автор, нет названия, не указаны время и место издания. С другой стороны, брошюра содержит остальные необходимые признаки систематического письменного труда: оглавление, введение, разделы, заключение.

        Почему в результате прочтения этой брошюры возникло побуждение, как говорится, «взяться за перо»? Ответ таков: на странице 3 так определяется цель её написания: «конечная цель данной работы - показать гармонию, существующую между Библией и более древними ведическими текстами Индии». И далее в брошюре говорится: «Суть послания Библии и Вед одна: возлюбить Господа всем сердцем, душой и умом».

      Итак, действительно ли существует гармония между Библией и Ведами?

      Очевидно, ответ на этот вопрос подразумевает необходимость сравнения учений Библии и Вед по принципиальным вопросам, формирующим мировоззрение человека и его способ поклонения Богу. Но прежде чем заняться этим, хотелось бы коснуться того, какого рода аргументация порой используется автором для обоснования выдвинутого им утверждения.  Так, создаётся впечатление, что то, что написано в брошюре, на мой взгляд, свидетельствует:

      1)  либо об искреннем непонимании автором того, о чём идёт речь в Библии,
      2) либо о сознательной попытке, используя недобросовестный приём выдергивания выражений из контекста, представить то, о чём идёт речь в Библии, в качестве подтверждения согласованности с Ведами.       

      Если это второй вариант, пусть это будет на совести автора брошюры.  

      Проиллюстрируем сказанное примерами.


      Пример первый. На странице 30 приводятся слова из 2 Тимофею 3:16,17: «Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,   чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью подготовлен ко всякому доброму делу». Затем к ним даётся такой комментарий: «Здесь ясно сказано, что должно быть принято любое истинное Писание, хотя бы как основа для наставления, даже если оно не описывает деяния Иисуса. Поэтому все христиане должны признавать Бхагават-Гиту».

      Итак, о каком Писании говорит апостол Павел? О «любом истинном Писании»? В общем-то да, но дело в том, что таким истинным Писанием для Павла было то, что сегодня называют Ветхим Заветом, т.е. книгами Библии, написанными до Христа на древнееврейском и частично - арамейском языках. Павел до того, как стать христианином, был ортодоксальным иудеем, принадлежащим к группировке, называемой фарисеями, известных в качестве ревнителей иудейского Закона. Даже если допустить, что Павел слышал о Ведах, буддийской Трипитаке, зороастрийской Авесте и других религиозных книгах, он не мог их рассматривать иначе, чем чуждые иудаизму Писания. 

      Далее, к сожалению, автор игнорирует контекст. Может быть, это просто результат неумения качественно анализировать текст или элементарная невнимательность?  Такое вполне можно допустить, однако, слишком частое игнорирование контекста при анализе фрагментов из Библии в брошюре волей-неволей наталкивает на вывод об иной причине этого.

      Итак, что должен был бы учесть автор брошюры в данном случае? Да всего лишь два предыдущих стиха Библии: «Но ты пребывай в том, чему научился и в чём был убеждён, зная, от кого ты научился, и то, что ты с младенчества знаком со священными Писаниями, которые могут умудрить тебя для спасения через веру во Христе Иисусе» (2 Тимофею 3:14,15).

      В этом фрагменте идёт речь о том, что Тимофей, к которому адресованы эти слова, «с младенчества знаком со священными Писаниями». С какими священными Писаниями? Опять же – с ветхозаветными. А “от кого [он] научился”? От бабушки и мамы, которые, перед тем как стать христианами, исповедовали иудаизм и основывали свои убеждения на ветхозаветных Писаниях (2 Тимофею 1:5). Более того, здесь обращается внимание на то, что именно эти священные Писания «могут умудрить тебя для спасения через веру во Христе Иисусе». Могут ли Веды, если их причислять к священным Писаниям, которые якобы имел в виду апостол Павел наряду с другими Писаниями (на чём настаивает автор брошюры), «умудрить для спасения через веру во Христе Иисусе»? Очевидно, что нет, поскольку в Ведах вряд ли может идти речь об Иисусе Христе.

       Поэтому фраза автора «Здесь ясно сказано, что должно быть принято любое истинное Писание» - это, надо признать, довольно неуклюжая попытка выдать желаемое за действительное, а значит, вывод автора «Поэтому все христиане должны признавать Бхагават-Гиту» просто несостоятелен.


      Пример второй (точнее, несколько примеров в рамках одного вопроса). Они касается точки зрения, что Библия отрицательно относится к употреблению в пищу мяса.

      Сразу хочу заметить, что здесь не ставится цель показать, что утверждение о том, что Библия отрицательно относится к  употреблению в пищу мяса, неверное, а хочется лишь показать, что несостоятельными являются доводы, приводимые в поддержку этого утверждения и которые как будто основаны на Библии. И несостоятельность эта, как выше было указано, в игнорировании контекста.

      Так, на странице 8 брошюры записано: «Случай с перепелами, посланными Богом для детей Израиля после того, как они вкусили манны (Числа 11:31), - хороший пример цитаты, не соответствующей контексту. Действительно, стихи 31 и 32 описывают этот момент появления перепелов и последующий пир. Но необходимо прочитать и стих 33, чтобы понять всё содержание абзаца: “И пока мясо ещё было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою”. Т.е. Он был отнюдь не рад их мясоедению».

      Интересно отметить, что сам автор брошюры, как следует из его рассуждений, является сторонником учитывать контекст: он поощряет тех, кто считает на основании Числа 11:31,32 позволительным есть мясо принять во внимание и то, о чём идёт речь в стихе 33. Ну что ж, отлично. Да только вывод, к которому приходит автор, что Бог «был отнюдь не рад их мясоедению», не соответствует действительности. Почему? Да потому что автор брошюры, призывая учитывать контекст, почему-то сам не последовал этому же правилу. 

      Контекст, как известно, может быть как ближайшим, так и отдалённым, также можно говорить и о контексте всей Библии. Так о чём же говорит контекст? В стихах с 4 по 6 11-ой главы книги Числа говорится: «Люди из разных народов, которые были среди них, стали проявлять эгоистичные желания. Тогда и сыновья Израиля снова начали плакать и говорить: «Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и арбузы, порей, репчатый лук и чеснок!  А теперь наша душа иссохла. Наши глаза не видят ничего, кроме этой манны». А вот реакция Бога на эту ситуацию: «Вы будете есть его не один день, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, а целый месяц, пока оно не полезет у вас из ноздрей и не станет отвратительным для вас, потому что вы отвергли Иегову, который среди вас, и плакали перед ним, говоря: „Зачем мы ушли из Египта?“» (Числа 11:19,20).

      Как можно видеть, неодобрение Бога вызвал не сам факт мясоедения, на чём настаивает автор брошюры, а то, что израильтяне «отвергли Иегову» (стих 20), проявив неблагодарность по отношению к Нему – Бог о них постоянно заботился, но они роптали и даже хотели вернуться назад в Египет, где были в рабстве, но зато ели то, что им хотелось.

       Далее, на странице 11 автор брошюры цитирует Бытие 9:4-5: «Только плоти с её жизнью, с её кровью не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой ваша жизнь, взыщу с руки каждого зверя», а затем даёт такой комментарий: «Господь говорит, что человеку нельзя есть мясо, если же он будет делать это, то заплатит собственной жизнью. Он будет убит тем, кого убивает. Это называется карма». 

       В связи со сделанным автором брошюры выводом не может не возникнуть вопрос: «А почему он не принял во внимание контекст, т.е. не сделал то, к чему сам призывает?» Почему автор проигнорировал то, что записано в стихе 3: «Всё движущееся, что живёт, будет вам пищей. Как и зелёные растения, я даю вам всё это»? Ведь записанное в стихах 4 и 5 – это продолжение мысли из стиха 3. Итак, если принять во внимание ближайший контекст, то вывод такой: человеку позволено (но, подчеркнём, это не обязательство, а позволение) употреблять в пищу мясо, но только в том случае, если из него будет должным образом удалена кровь. Об этом многократно говорится в книгах Ветхого Завета, почему необходимо удалять кровь убитого животного, но это отдельный (и крайне важный!) вопрос.

        Здесь же, на странице 11, автор цитирует Исайя 1:11,15: «К чему мне множество жертв ваших – говорит Господь. – Я пресыщен сожжениями баранов и жиром откормленного скота; и кровь тельцов, агнцев и козлов Меня не веселит. Когда вы простираете свои руки, Я закрываю от вас мои очи. Когда вы возносите мне многие молитвы – я не слышу, ибо руки ваши полны крови». После этого следует комментарий: «Это показывает, что Бог не принимает даже молитвы мясоедов».

       Вот как оказывается! Что на это сказать? Если внимательно прочитать приводимую цитату из Исайи, то здесь, во-первых, нигде не говорится об употреблении мяса, а о принесении его в жертву, поэтому вывод автора сделан с элементарным нарушением правил логики: заключение никоим образом не следует из принятых посылок. Но даже не это главное. Более важно то, что автор брошюры вновь игнорирует контекст. Так, в Исайя 1:2-4 записано: «Слушайте, небеса, и приклони ухо, земля, потому что Иегова говорит: “Я воспитал и вырастил сыновей, а они восстали против меня. Бык знает своего хозяина, и осёл – кормушку своего владельца, а Израиль не знает меня, мой народ не поступает с пониманием”.  Горе грешному народу, людям, отягощённым преступлениями, потомству, творящему зло, сыновьям-губителям! Они оставили Иегову, отнеслись к Святому Израиля неуважительно, отвернулись». А в стихах 16 и 17 говорится: «Омойтесь, очиститесь, удалите свои злые дела от моих глаз, перестаньте делать зло.   Научитесь делать добро, ищите справедливость, исправляйте притеснителя, судите справедливо сироту, защищайте интересы вдовы». 

      Так о чём же идёт речь, если принять во внимание контекст? На самом деле Бог не принимает жертвоприношения и молитвы тех, кто творит зло, вместо того, чтобы делать добро и следовать Его постановлениям.

       И наконец, ещё один пример. На странице 11 автор брошюры цитирует фрагмент из Исайя 66:3: «Закалывающий вола – то же, что убивающий человека» и далее так комментирует этот отрывок: «Показывает, что убийство коров равносильно убийству людей». Как можно видеть, очень серьёзный вывод. Но действительно ли он вытекает из процитированного отрывка? Опять поможет разобраться контекст. Во-первых, заметим, что автор брошюры приводит лишь часть стиха 3, поскольку далее в этом стихе говорится: «Приносящий в жертву овцу – тому, кто ломает шею собаке. Приносящий дар – тому, кто приносит кровь свиньи! Воскуряющий ладан для воспоминания подобен благословляющему магическими словами. Они выбрали свои пути, и их душе нравятся их мерзости». Итак, речь здесь идёт не об убийстве вола с целью употребления в пищу его мяса, а об одном из видов жертвоприношений, которые были не угодны в глазах Бога в силу моральной деградации израильтян, как это поясняет стих 4: «Я же выберу, как сделать им зло, и подвергну их тому, чего они боятся, потому что я звал, но никто не отвечал, я говорил, но никто не слушал. Они продолжали делать то, что было злом в моих глазах, и выбирали то, что мне не угодно».

        К сожалению, и в этом случае автор делает удобные ему выводы, игнорируя контекст.         Думаю, что приведенных примеров достаточно, чтобы показать несостоятельность аргументации автора брошюры. Разумеется, всё сказанное нельзя рассматривать как повод для обвинений всех последователей «Общества сознания Кришны» в недобросовестности используемой аргументации с целью распространения своих взглядов среди исповедующих христианство. Если и могут быть претензии, то только к автору брошюры, к сожалению, решившему остаться неизвестным.


        Что же касается собственно точки зрения Библии на употребление в пищу мяса, то подробно об этом можно прочитать в статье «Можно ли есть мясо?» из журнала  «Пробудитесь!»  8.08.1997, с.18-20.


         Теперь можно вернуться к поставленному вопросу: действительно ли существует гармония между Библией и Ведами?

         Скажу сразу, на мой взгляд, между Библией и Ведами лежит непроходимая пропасть. Я понимаю, что это категорическое утверждение, и оно требует обоснования.  По моему мнению, Библия и Веды принципиально по-разному отвечают на такие определяющие мировоззрение человека и способ его поклонения Богу вопросы, как: «Кто такой Бог?», «Кем был Иисус Христос и какова Его роль в намерениях Бога?», «В чём состоит замысел Бога для людей и в чём предназначение человека?», «Почему существуют зло и смерть?».

       Постараюсь быть как можно более лаконичным, поскольку ответы на эти вопросы могут быть самыми обширными.

        Итак, кто такой Бог с точки зрения Библии и с точки зрения Вед?

        Если говорить коротко, то Бог – это вечная, всемогущая, всеведущая и всеблагая Личность, имеющая духовную природу («Бог есть Дух» (Иоанна 4:24) сотворившая материальный и духовный мир («Достоин ты, Иегова, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что ты сотворил всё и всё по твоей воле существует и сотворено» (Откровение 4:11)). В отличие от точки зрения, что Бог, хотя и сотворил Вселенную, безразличен к тому, что в ней происходит, Библия говорит о том, что Бог любит созданных им людей и желает, чтобы люди, руководствуясь данной им свободой выбора, жили по Его нормам и могли иметь с Ним доверительные отношения. Главное качество Бога – любовь («Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8,16)). Бог выслушивает молитвы людей и всегда идёт навстречу тем, кто искренне ищет Его («О Слушатель молитв, к тебе придёт всякая плоть… Счастлив человек, которого ты избираешь и приближаешь к себе» (Псалом 65:2,4); «Полагайтесь на него во всякое время, о люди. Изливайте перед ним своё сердце. Бог нам убежище» (Псалом 62:5); «Ни о чём не беспокойтесь, но во всём в молитве и мольбе с благодарностью открывайте свои просьбы Богу,  и мир Божий, который превосходит всякую мысль, сохранит ваши сердца и умы во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6,7)). 

        Согласуется ли такое понимание Бога с учением Вед? Очевидно, что нет, поскольку, согласно религии Вед, Бог – это Брахман, надличностный Абсолют, Первопринцип бытия,  трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Можно ли обращаться в молитве к Богу Вед, как любящему Отцу, который живо интересуется Своими земными детьми, изливать перед Ним своё сердце, делиться своими сокровенными мыслями и чувствами, просить о мудрости, руководстве и помощи в принятии решений, будучи уверенным, что Он слышит нас? Напомню, что на странице 3 брошюры говорится, что «Суть послания Библии и Вед одна – возлюбить Господа всем сердцем, душой и умом». Как можно возлюбить Господа, являющегося надличностным Абсолютом, «всем сердцем, душой и умом»?

        Следующий вопрос: кем был Иисус Христос и какова его роль в намерениях Бога? 

        С точки зрения религии, основанной на Ведах, Иисус Христос – это, подобно Раме, Кришне и Будде, одно из божественных воплощений Брахмана-Абсолюта в конкретный период времени в конкретной культуре (цивилизации) (так, по крайней мере, считал Свами Вивекананда, один из выдающихся ведических философов (1863-1902)). 

        С точки же зрения Библии, Иисус Христос – это Божий посланник, Мессия (Помазанник), который, хотя и мел божественную природу, был отличным от Самого Бога, был (до того, как стать человеком) первым духовным созданием («Словом») Бога, посредством которого Богом был сотворён весь духовный и материальный мир: «Он – образ невидимого Бога, первенец из всего творения.  Посредством его сотворено всё остальное на небе и на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, или господства, или правительства, или власти. Всё это было сотворено через него и для него. И он есть прежде всего, и всё остальное начало существовать через него» (Колоссянам 1:15-17).  

  Цель прихода Христа на землю показана в Иоанна 3:16: «Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь». Кроме того, сам Иисус сказал: «Я родился и пришёл в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине» (Иоанна 18:37). Таким образом, роль Иисуса Христа в намерениях Бога исключительна – вот что сказано о нём: «И ни в ком другом нет спасения, потому что под небом нет другого имени, данного людям, которым мы должны спастись» (Деяния 4:12).   

         Сегодня грех, унаследованный от отступивших от Бога прародителей человечества, служит преградой, отделяющей человека от Бога. Но для христианина это препятствие преодолевается искупительной жертвой Иисуса Христа: «Бог же показывает нам свою любовь тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Римлянам 5:8);  «Смертью, которой он умер, он раз и навсегда устранил грех, а жизнью, которой он живёт, живёт для Бога» (Римлянам 6:10). Также в связи с Иисусом Христом примечательны следующие слова апостола Павла, обращённые к жителям Афин: «Бог оставил без внимания времена неведения, но теперь говорит людям, чтобы они все повсюду раскаялись,  так как он установил день, в который намерен праведно судить обитаемую землю через назначенного им человека, и предоставил всем заверение, воскресив его из мёртвых» (Деяния 17:30,31).

       Как видим, весть Иисуса – универсальна, она касалась всех людей, а не только тех, кто жил в той историко-культурной среде. Кроме того, согласно Библии, лишь принимая искупительную жертву Иисуса Христа, человек может обрести Божий дар вечной жизни.       Разумеется, это никак не согласуется с учением Вед. 

        Далее, в чём состоит замысел Бога для людей и в чём предназначение человека? 

        С точки зрения религии Вед, этот вопрос, очевидно, неразрывно связан с вопросом о сущности человеческой личности,  а также с понятием реинкарнации.

         Точка зрения религии Вед выражена словами Кришны, обращёнными к Арджуне: «Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать» (Бхагавад-гита 2:12). Т.е. у индивидуальной души нет начала –она существовала и будет существовать всегда. 

  С точки же зрения Библии, существование человеческой личности имеет начало: «Иегова Бог образовал из земной пыли человека и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой» (Бытие 2:7). Кроме того, согласно Библии, жизнь человеческой личности может иметь и конец – тех, кто творил зло, намеренно отказываясь идти Божьим путём и жил жизнью, независимой от Бога, ожидает вечное небытие: «Честные будут жить на земле и безупречные будут оставлены на ней, а нечестивые будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из неё» (Притчи 2:21,22); «Когда Сын человеческий придёт в своей славе и с ним все ангелы, тогда он сядет на свой величественный престол.  Перед ним будут собраны все народы, и он отделит людей друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов.  Овец он поставит по правую руку от себя, а козлов –  по левую … Тогда царь скажет тем, кто по правую руку от него: “Придите, благословлённые моим Отцом, наследуйте царство приготовленное вам от основания мира …”. Тогда он скажет тем, кто по левую руку от него: “Идите от меня, про́клятые, в вечный огонь, приготовленный Дьяволу и его ангелам …”.  И они будут навечно истреблены, а праведные получат вечную жизнь» (Матфея 25:31-33, 35, 41, 46). 

        Хороший разбор вопроса о том, согласуется ли учение о реинкарнации с Библией, или, точнее, присутствует ли это учение в Библии, как утверждают некоторые, дан в 4 главе англоязычной книги  М. Альбрехта «Реинкарнация: христианская критика доктрины движения “Новая Эра”».  В этом материале, в частности,  обращается внимание на следующее противоречие: «Сторонники учения о реинкарнации иногда оказываются в ловушке непоследовательности раньше, чем осознают, что она захлопнулась: нельзя называть Библию отредактированной подборкой святоотеческих писаний и одновременно использовать вырванные из контекста библейские отрывки для подтверждения теории о перевоплощении. Если Отцы Церкви решили с корнем вырвать реинкарнацию из Библии, они наверняка удалили бы слова Иисуса об Иоанне Крестителе и Илии. Мнение, что реинкарнация присутствует в Библии, резко расходится с утверждением многих сторонников реинкарнации, что это учение было изъято из Библии или предано анафеме на церковных Соборах. Нельзя одновременно настаивать и на том, и на другом».

       От себя добавим в этой связи следующее. Ситуация, касающаяся смерти и воскресения Лазаря, описанная в 11 главе Евангелия от Иоанна, даёт все основания считать, что Иисус не учил идее переселения души, и эта идея была чуждой людям, его окружавшим. Приведём фрагмент из этой главы: «Марфа сказала Иисусу: “Господи, если бы ты был здесь, мой брат не умер бы.  Но я и теперь знаю: о чём бы ты ни попросил Бога, Бог даст тебе”.  Иисус сказал ей: “Твой брат встанет”.  Марфа ответила: “Знаю, что встанет при воскресении, в последний день”. Иисус сказал ей: “Я – воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и умрёт, оживёт”» (Иоанна 11:21-25).

       Как можно видеть, Марфа верила не в переселение душ, а в воскресение «в последний день», и Иисус не стал её разубеждать в этом, хотя ситуация была самая что ни на сеть подходящая, чтобы показать Марфе истинное положение дел, если допустить, что Иисус придерживался идеи о реинкарнации. Да и не мог Иисус придерживаться этого взгляда поскольку Он Сам говорил о том, что будет воскрешать людей в последний день: «Воля моего Отца заключается в том, чтобы каждый, кто видит Сына и проявляет в него веру, имел вечную жизнь, и я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:40);  «Никто не может прийти ко мне, если Отец, который послал меня, не привлечёт его ко мне, и я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:44)

       Ну и, наконец, утверждение из Евреям 9:27 о том, что «людям предстоит умереть один раз, а потом — суд», исключает идею множественности перерождений личности.


       Подведём итого этому вопросу: с точки зрения религии Вед, цель каждой дживы (индивидуальной души) – достичь мокши (освобождения от материальных пут), прервав круг сансары (перерождений), и, в конце концов, – слиться с Брахманом, своей Первопричиной Иными словами, согласно Ведам, материальный мир преходящ, является временным явлением или даже вообще – майей (иллюзией). В то же время, с точки зрения Библии, замысел Бога состоит в том, чтобы праведные, послушные Богу люди вечно жили на райской земле, постоянно приближаясь к Богу, совершенствуясь и умножая гармонию в мироздании. Иными словами, однажды созданный Богом материальный мир будет существовать вечно: «Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно» (Псалом 37:29).

        Здесь принципиальная разница: с точки зрения Бхагават-Гиты материальный мир – это «скверна» (слова Кришны: «Он искренне занимается практикой йоги и в конце концов, спустя множество жизней, полностью очищается от материальной скверны, обретает духовное совершенство и достигает высшей цели» (Бхагават-Гита 6:45)), а с точки зрения Библии – это не так: «Так говорит Иегова, Творец небес, – Он истинный Бог, Создатель земли и её Творец, который утвердил её, сотворил её не напрасно, создал её для того, чтобы она была населена» (Исайя 45:18); «Небеса – небеса принадлежат Иегове, а землю он дал сыновьям человеческим» (Псалом 115:18). В Библии говорится, что настанет время, когда «земля будет наполнена знаниями от Иеговы, как воды наполняют море» (Исайя 11:9)

        Как можно видеть, и в этом вопросе между Ведами и Библией – непроходимая пропасть.

        И наконец, почему существуют зло и смерть?

        Наверное, это один из тех вопросов, которые, так или иначе, задают люди на протяжении истории. И от ответа на него зависит очень многое, по сути, жизненный путь человека. 

        Точка зрения Библии такова. Бог создал людей совершенными. Зло и смерть появилось тогда, произошло грехопадение – когда первые люди проявили непослушание Богу, съев плод с дерева познания добра и зла («И повелел Иегова Бог человеку: ‘Ты можешь досыта есть со всех деревьев в саду, но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь”» (Бытие 2:17); «Как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех – смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей…» (Римлянам 5:12)). 

       Помимо греховной сущности людей, являющейся источником злобы, жадности, зависти, насилия, нетерпимости, безнравственности и т.д., приводящих к страданиям и смерти, существует ещё один источник зла и страданий, о котором говорит Библия, но ничего (!!!) не говорят Веды, - Дъявол – могущественная духовная личность, восставшая против Бога на заре человеческой истории («Горе земле и морю, потому что к вам сошёл Дьявол в сильном гневе, и он знает, что у него остаётся мало времени» (Откровение 12:12)). 

       Точка зрения Библии на смерть такова: «Последний враг, с которым будет покончено, – смерть» (1 Коринфянам 15:26). Согласно Библии, Бог «поглотит смерть навеки, и Владыка Господь Иегова отрёт слёзы со всех лиц» (Исайя 25:8), а также Бог «отрёт всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет» (Откровение 21:4).

       Так ли причины зла и смерти и отношение Бога к смерти понимает религия Вед? Очевидно, что нет. Например, упомянутый ранее Свами Вивекананда в одной из своих бесед сказал так: «Нам трудно в том, что наше истинное "Я" находится за гранью добра и зла: нам следует глубоко изучить эти два уравновешивающие друг друга начала и прийти к выводу, что оба они одинаково необходимы. Идея двойственности была распространена уже у древних парсов. В сущности, добро и зло – одно и то же и коренятся лишь в нашем сознании. Если наше сознание уравновешено, то ни добро, ни зло не может повлиять на него. Будьте совершенно свободны – тогда ничто вас не свяжет, и вы будете наслаждаться волею и блаженством». 

       Итак, согласно мнению одного из самых выдающихся ведических философов, добро и зло «одинаково необходимы» и  «добро и зло – одно и то же и коренятся лишь в нашем сознании».      

         А что говорит по этому поводу Библия? Библия противопоставляет эти понятия: «Ищите добра, а не зла, чтобы вы могли жить, и тогда Иегова, Бог воинств, будет с вами, как вы и говорите. Ненавидьте зло и любите добро» (Амос 5:14,15). Также, говоря об отступивших от Божьих заповедей израильтян, Бог констатирует: «Вы ненавидите добро и любите зло» (Михей 3:2). Ещё пример такого противопоставления: «Горе и страдание душе всякого человека, делающего зло, … но слава, честь и мир всякому, кто делает добро» (Римлянам 2:9,10). Кроме того, стоит обратить внимание и на следующую мысль: «Горе тем, кто называет добро злом и зло добром» (Исайя 5:20).

         Обратим теперь внимание на побуждение «Будьте совершенно свободны». Свободны от чего? Или от Кого?! Не то же ли самое прозвучало из уст Змея (Дъявола) в саду Эдем: «Змей заговорил с женщиной и спросил её: “Действительно ли Бог сказал, что вам нельзя есть со всех деревьев в саду?” На это женщина сказала змею: “Плоды с деревьев сада мы можем есть. Но о плодах дерева, которое посреди сада, Бог сказал: „Не ешьте с него и не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть“”. Тогда змей сказал женщине: “Нет, вы не умрёте”.   К тому же Бог знает, что в тот день, когда вы съедите с него, ваши глаза откроются и вы станете как Бог, знающими добро и зло”»? (Бытие 3:1-5). 

       Другими словами, Дъявол поощрил созданных Богом людей быть независимыми (свободными!) от Бога, чтобы быть самими, «как Бог, знающими добро и зло».

       И в этом вопросе между Библией и Ведами – непроходимая пропасть.

       Таким образом, даже короткий анализ основных учений Библии и Вед показывает, что между ними не может быть гармонии.

       Конечно, не самый лучший вариант – заканчивать рассмотрение какого-либо вопроса выводом, имеющим негативный оттенок, поэтому завершим наши рассуждения так: знание Слова Бога помогает нам отличать правду от неправды и помогать думающим, готовым смотреть в лицо фактам, людям получать знания об Иегове, которые ведут к вечным взаимоотношениям с Ним.


Игорь Лысенко (igor.v.lysenko@gmail.com)

Комментарии

  1. Я живу в городе, который прославился гонениями на кришнаитов и судом над Бхагават-Гитой. Организованы эти гонения были одним местным амбициозным православным деятелем, которого позже все же отстранили от его должности руководителя миссионерского отдела епархии за его бурную деятельность и откровенно хамские высказывания, которыми был возмущен весь город.
    Поскольку суд был громким даже на весь мир, он сыграл определенную роль в свободе вероисповедания в нашей стране.
    Многих, в том числе и меня возмутила вопиющая несправедливость по отношению к кришнаитам, хотя никакой симпатии к их учениям я не испытываю.
    Определенно, Библия и Веды во многом противоречат друг другу, поэтому никак не могут быть от одного источника. В какой-то из них, как ни крути, содержится ложь.
    Даже по основному вопросу: кто является Богом - нет согласованности. Ибо Библия говорит об одном-единственном истинном Боге - Иегове.
    Конечно, все эти вырванные цитаты из Библии, " подтверждающие" учения Вед, выглядят смешно и нелепо. Действительно, некоторые " " мастера преуспели в извращении смысла Библии. К примеру, один известный автор, трудами которого я как-то давно увлекалась, в своей книге "Диагностика кармы" постоянно призывал читать Библию и приводил из нее цитаты, объясняя их по-своему. К примеру, слова Иисуса о том, что грех смотреть на женщину и разжигаться к ней страстью он объяснял как грех против любви. Мол, не смотреть надо, а действовать.
    Многие его высказывания как раз и побудили меня взяться за чтение Библии. И, только начав ее читать, я увидела, что товарищ этот кармический несет полный бред и сам, скорее всего, Библию не читал, а читывал)) и просто подгоняет ее под свое учение.
    Одна его мысль, правда, показалась мне разумной, поскольку этот вопрос меня давно занимал: он писал, что неправильно поклоняться Христу, поскольку он не Бог, а сын Бога и поклонение Иисусу фактически - идолопоклонство. Вот тут он попал в точку, как позже выяснилось))))

    ОтветитьУдалить
  2. Да,немного по поводу 2 Тим. 3:16
    В Понимании Писания в статье "Библия", подзаголовке "авторство" этот стих приводится в качестве аргумента, что и Греческие Писания вдохновлены. И мы привыкли к такому толкованию. И в служении постоянно используем это мп, чтобы показать, насколько важно изучать всю Библию.
    Понимал ли Павел, что его письма - часть Писания? Возможно. Ведь он сам говорил о своих словах, как о словах Бога и Господа (1 Фес. 2:13, Галатам 1:11, 1 Кор. 14:37 итд)
    Думаю, этот вопрос важен, чтобы не было разделений и несогласия с нашими общими учениями.

    ОтветитьУдалить
  3. Да,немного по поводу 2 Тим. 3:16
    В Понимании Писания в статье "Библия", подзаголовке "авторство" этот стих приводится в качестве аргумента, что и Греческие Писания вдохновлены. И мы привыкли к такому толкованию. И в служении постоянно используем это мп, чтобы показать, насколько важно изучать всю Библию.
    Понимал ли Павел, что его письма - часть Писания? Возможно. Ведь он сам говорил о своих словах, как о словах Бога и Господа (1 Фес. 2:13, Галатам 1:11, 1 Кор. 14:37 итд)
    Думаю, этот вопрос важен, чтобы не было разделений и несогласия с нашими общими учениями.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения