Может ли по-настоящему любить Бога и ближних тот, кто ест мясо?



     Отдаю себе отчёт в том, что у кого-то такая постановка вопроса может вызвать недоумение: «Какая связь между любовью к Богу и ближним и употреблением мяса?». Однако есть те, кто настаивает на существовании такой связи, и дают отрицательный ответ на этот вопрос.


     Речь идёт об основателе Международного общества сознания Кришны (МОСК) А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде и его многочисленных последователях, активно распространяющих сознание Кришны во многих странах мира с 70-х годов прошлого столетия. Заметим, что последователи А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады именуют его не иначе как Его Божественной Милостью, поскольку считается, что он является одним из великих учителей ведической мудрости в цепи ученической преемственности, берущей начало от Кришны.

     В основу статьи положен недавний диалог-переписка с одним последователем МОСК, которого зовут Эрнест и который, как он написал, «всё время занят прославлением Господа» и уже 25 лет не употребляет мяса.

     В статье все цитаты из Библии приводятся из Синодального перевода, поскольку я исходил из предположения, что мой собеседник, который сказал, что 14 лет читает Библию, пользуется именно этим переводом.

     Итак, повторим вопрос, вынесенный в заглавие статьи: может ли по настоящему любить Бога и ближних тот, кто ест мясо?

    Разумеется, для вывода о том, что употребляющий мясо не может по настоящему любить Бога и ближнего, необходимо конкретное основание. В чём же оно состоит? Ответ на этот вопрос будет виден из следующих утверждений Эрнеста (сохраняю стилистику автора).
     
      "К вопросу о мясе, это заповедь не убий!  Если вы едите мясо, то вы в принципе не можете понять послание любви, описанное в Ведах и Библии!
      Не убий - это принцип отношения к жизни! Слово «человека» там не в помине! Тогда не укради тоже человека? Нет  - это принцип отношения к чужой собственности.
      Вы не можете понять, потому что ваше сердце осквернено убийством, мясокомбинаты - это дела сатаны! И пока вы связаны с ним, вы не поймете послание Иеговы! Пока у вас во рту трупы ваших младших братьев, вам не понять послания Отца!
     Язык любви это универсальный язык и воспринимается всеми живыми существами, даже животными! Но если вы едите наших младших братьев, то вам НИКОГДА не понять язык любви Иеговы, Того,  Кто дает всему быть (существовать)!
     Апостол Павел говорил, что не буду есть мяса и пить вина вовек, если это соблазняет брата  моего! Все двенадцать Апостолов, Иоанн Креститель и Христос были вегетарианцами!"

     Итак, как можно видеть, по мнению последователей МОСК (хотя это слова конкретного представителя МОСК, они, в сущности, отражают позицию основателя МОСК и всех его последователей), заповедь "не убий" относится ко всем живым существам, а не только к человеку. При этом, мой оппонент ссылается на то, что в этой заповеди не говорится "не убий человека", а просто "не убий", а значит, по его словам, "это принцип отношения к жизни".

     Если это действительно так, то, несомненно, мясоедение является грехом в глазах Бога. Но действительно ли это так? Давайте разберёмся.

      Чтобы понять, что заповедь "не убий" относится к человеку, нет необходимости добавлять слово "человека", это следует из контекста, поскольку следующие заповеди ("не прелюбодействуй", "не кради", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего", "не желай дома ближнего твоего ...") относятся именно к человеку, к тому, чтобы никоим образом не делать ему зла. Особенно ясно это видно из записанного в Римлянам 13:8-10: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона". Итак, заповедь "не убий" относится  "к ближнему", т.е. к человеку.

      Далее, по поводу употребления в пищу мяса - очень коротко и тезисно. Изначальный замысел Бога не состоял в том, чтобы люди ели мясо животных: "Вот, я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" (Бытие 1:29). В то же время, после грехопадения, когда ситуация изменилась, Иегова сказал Ною: "Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё" (Бытие 3:9).

      В Библии немало фрагментов, показывающих, что священники (и не только), отправлявшие богослужение в храме Иеговы, ели мясо (см. например, Левит 7:11-21; 19:5-8). Кроме того, в Библии делается акцент на том, что можно было есть мясо не всех животных, а только тех, которые не причислялись к нечистым (Левит 11:1-3). Например, перед выходом из Египта Иегова через пророка Моисея повелел передать израильтянам: "пусть съедят мясо его [ягнёнка] в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и горькими травами пусть съедят его" (Исход 12:8).

       Также одобряемый Богом помазанный на царство Давид ел мясо: "… и мёду, и масла, и овец, и сыра коровьего принесли Давиду и людям, бывшим с ним, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлён и терпел жажду в пустыне" (2 Цар. 17:29).       

       Из Нового Завета тоже видно, что были христиане, употреблявшие мясо и были те, кто ели только растительную пищу (см. например, письмо Римлянам, гл. 14), и это не считалось грехом. Грехом было то, если христианин употреблял мясо, не принимая в расчёт чувства того, кто его не употреблял: "Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер" (Римлянам 14:15). Поэтому апостол Павел дал такой совет: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается" (Римлянам 14:20). Суть этого высказывания не в том, чтобы отказаться от употребления мяса в принципе, как от неугодного в глазах Бога дела, а в том, чтобы христиане не подавали своим соверующим повода для преткновения, что согласуется со словами из Филиппийцам 2:4: "не о себе только каждый заботься, но каждый и о других".

     Обсуждая этот вопрос, нельзя не вспомнить, историю о Каине и Авеле. В Библии записано, что "Каин принёс от плодов земли дар Господу и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их" (Бытие 4:4). Таким образом, жертва Авеля была связана с убийством животных. По идее, если заповедь "не убий" распространяется и на животных, то поступок Авеля был грехом в глазах Бога, однако, как записано в Библии, "и призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел" (Бытие 4:4,5). Более того, в Евреям 11:4 говорится: "Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его". Таким образом, жертвоприношение Богу Авелем, связанное с убийством животных, не только не делало Авеля грешником в глазах Бога, но Бог оценил его как праведного человека. 

      Говоря же о  жертвах животных, приносимых по Закону Моисея в иерусалимском храме, следует помнить, что они были прообразом искупительной жертвы, которую принёс Иисус Христос, Божий Сын, за грехи всего человечества, поскольку "без пролития крови не бывает прощения" (Евреям 9:22). 


     А как быть со словами апостола Павла "не буду есть мяса и пить вина вовек, если это соблазняет брата моего!" из 1 Коринфянам 8:13? Могут ли они быть основанием для вегетарианства?

      В этой связи стоит проанализировать грамматическую конструкцию это предложения. Перед нами обычная условная конструкция (типа "если ... то"). Эта конструкция превращается в безусловную, когда мы убираем слово "если". Так что же хотел сказать Павел этими словами? Что он не будет "есть мяса и пить вина вовек" в принципе, или, что он не будет этого делать при определённом условии - когда это соблазняет его брата? Вывод очевиден: Павел мог бы позволить себе есть мясо в присутствии своего соверующего, но только в том случае, если бы он был уверен, что это не будет его претыкать. В противном случае (когда выполняется им же самим сформулированное условие - "если это соблазняет брата моего") Павел отказывается от употребления мяса. Поэтому обосновывать этим высказыванием Павла вегетарианство, мягко говоря, некорректно.


        Коснёмся теперь утверждения о том, что "все двенадцать Апостолов, Иоанн Креститель и Христос были вегетарианцами!"

        То, что это не так, видно из следующего. Так, относительно Иоанна Крестителя говорится, что он "ел акриды и дикий мёд" (Марка 1:6). Акриды - это саранча, т.е. живое существо. Означает ли это, что Иоанн Креститель нарушал принцип "не убий", поедая лишённое им жизни насекомое? Вопрос, разумеется, риторический.

       Что же касается Иисуса и апостолов, то они, будучи иудеями, соблюдали ежегодное празднование Пасхи, что предполагало употребление в пищу мяса ягнёнка. Это видно из слов учеников Христа, обращённых к своему Господу накануне празднования Пасхи: "В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим" (Марка 14:12). Вновь тот же вопрос: означает ли это, что Иисус и апостолы нарушали принцип "не убий", употребляя в пищу мясо ягнёнка, предварительно лишённого жизни? 

      Далее, известно, что некоторые из апостолов Христа были рыбаками (Марка 1:16). Употребляли ли они рыбу (живое существо) в пищу? Или, может быть, они только рыбачили с целью продажи рыбы? Ответ можно увидеть в Евангелии Иоанна, гл. 21. Там говорится, что Иисус сам предложил своим ученикам кушать рыбу: "Иисус говорит им: придите, обедайте... Иисус приходит, берёт хлеб и даёт им, также и рыбу" (Иоанна 21:8,12-13). 

       Интересно отметить в этой связи, что в издании "Бхагавад-гита как она есть", автором которого является основатель МОСК, говорится, что "мясо, рыба и яйца относятся к низжим гунам материальной природы", т.е. к гунам страсти и невежества. Что тогда в этой связи можно сказать об Иисусе и апостолах, которые ели рыбу? 

       До сих пор мы, собственно, не коснулись сформулированного в заголовке статьи вопроса, а лишь постарались показать, что аргументация последователей МОСК в отношении того, что мясоедение – это грех, неубедительна. Более того, нужно заметить, что для того, чтобы обосновать свою точку зрения о том, что Библия осуждает мясоедение, некоторые последователи МОСК используют, к сожалению, недобросовестный приём выдергивания цитат из контекста. Подробно об этом сказано в статье «Библия и Веды: существует ли между ними гармония?» от 3.02.2016.


      Теперь же напрямую обратимся к нашему вопросу: может ли по-настоящему любить Бога и ближних тот, кто ест мясо?

      Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исходить из того, как проявление любви описывает Библия. Так, в 1 Коринфянам 13:4-7 мы читаем: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». В связи с этим возникает вопрос: неужели проявлять такие качества может лишь тот, кто не ест мяса?

      А вот что о любви говорит Иисус Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Неужели только вегетарианцы способны пожертвовать своей жизнью за своих друзей? А как же тогда относиться к многочисленным фактам из истории, в том числе и не столь отдалённой, когда верующие в Иегову и Христа люди, употреблявшие мясо, расставались со своей жизнью ради блага своих соверующих?


    И последний момент в отношении этого вопроса. Вот что пишет библеист Уильям Баркли в комментарии к слову «любовь» (греч. агапе), используемому в Новом Завете: «Агапе – греческое слово – величайшая из христианских добродетелей, собственно, непереводимо. Его подменное значение - непобедимая благожелательность. Человек, которому свойственна агапе, независимо от того, как будут поступать по отношению к нему или говорить о нем другие, будет желать им только добра. Он не будет резким, не будет злопамятным, мстительным; он никогда не даст волю ненависти; он никогда не откажется простить. Это действительно такая любовь, которая требует и берет всего человека. Обычная любовь – это чувство, против которого мы бессильны. Любовь к нашим близким и дорогим – чисто инстинктивное чувство. Любовь мужчины к девушке тоже не контролируемое разумом чувство. Такая обычная любовь исходит от сердца; но совершенно очевидно, что христианское чувство любви есть результат воли. Это победа над собой, в результате которой в нас развивается чувство душевной заботливости о других людях». 

        И вновь тот же вопрос: неужели употребление мяса может быть препятствием для того, чтобы у христианина развилось «чувство душевной заботливости о других людях»?

       Вообще ответить на поднятый вопрос можно было  и без приведенных рассуждений. Достаточно принять во внимание два факта:

      1. Иисус употреблял мясо, как было показано, по крайней мере, во время празднования Пасхи.

      2. Иисус оставил совершенный пример любви к Богу и ближним (Иоанна 13:1; 14:31). Так, в стихотворении А.К. Толстого, посвящённом Иисусу, есть такие слова:
                                                                        Любовью к ближним пламенея,
                                                                      Народ смиренью Он учил,
                                                                      Он все законы Моисея 
                                                                      Любви закону подчинил.
                                                                      Не терпит гнева Он ни мщенья,
                                                                      Он проповедует прощенье, 
                                                                      Велит за зло платить добром; 
                                                                      Есть неземная сила в нем, 
                                                                      Слепым Он возвращает зренье, 
                                                                      Дарит и крепость и движенье 
                                                                      Тому, кто был и слаб и хром…
   

         В заключение хотелось бы заметить, что данную статью не следует рассматривать как апологию мясоедения. Её автор, например, уже многие годы крайне редко употребляет мясо и то – лишь в незначительных количествах и не всякое. Но это его личный выбор, продиктованный его взглядом на рациональное питание. Более того, по мнению автора, было бы значительно лучше во всех отношениях, если бы люди перестали употреблять в пищу мясо, однако автор допускает возможность несогласия с его точкой зрения. В любом случае, как надеется автор, ему удалось показать, что, основываясь на Библии, ответ на сформулированный выше вопрос может быть утвердительным.


Игорь Лысенко
igor.v.lysenko@gmail.com

Комментарии

Популярные сообщения