О Законе и субботе



Возможно, когда мы впервые читали библейскую книгу Откровение, нас интересовал вопрос о том, что же  представляет собой «начертание или имя зверя» из стиха 17 главы 13 (Синодальный перевод Библии). Надо сказать, что на протяжении истории было предпринято немало попыток толкования символических образов книги Откровение и упомянутого выражения в частности.


Так, основательница Церкви Адвентистов Седьмого (АСД) дня Елена (Эллен) Уайт (1827 -1915) в одном из своих главных сочинений – книге «Великая борьба между Христом и Сатаной» (1911) – пишет: 


«Пророчество (Откр. 13) говорит, что власть, представленная в виде зверя с рогами агнца, заставит "всю землю и живущих на ней" поклониться папству, которое представлено "зверем, подобным барсу..." Это пророчество будет исполнено тогда, когда Соединенные Штаты издадут указ об обязательном соблюдении воскресного дня, что Рим объявляет как особый знак – признания его авторитета... Продажность политиков разрушает любовь к справедливости и уважение к истине; и даже в свободной Америке правители и законодатели, чтобы снискать расположение общества, пойдут на уступки народу и издадут закон о принудительном соблюдении воскресного дня…Когда ведущие церкви Соединенных Штатов, объединенные вокруг тех доктрин, которые все они разделяют, начнут оказывать влияние на государство с целью внедрения своих установлений и поддержки своих организаций, тогда можно будет сказать, что в протестантской Америке сформировался образ римской иерархии, неизбежным следствием чего станет применение гражданских мер наказания к инакомыслящим... Заставляя людей соблюдать воскресный день, протестантские церкви тем самым принуждают поклониться папству, т.е. зверю... И, принуждая людей исполнять религиозные требования при помощи государственной власти, церкви сами формируют образ зверя; следовательно, принуждение людей соблюдать воскресный день в США будет означать требование "поклониться зверю и его образу"».

Коротко говоря, по мнению Е. Уайт, обязательное для христиан соблюдение субботнего дня будет принудительно на законодательном уровне заменено соблюдением дня воскресного. При этом в издании «Библейские пророчества. Книга Даниила и Откровение» (Издательство «Источник жизни» Евро-Азиатского отделения Церкви христиан-адвентистов седьмого дня)  в согласии с мнением Е. Уайт утверждается следующее: 
«Суббота соблюдалась всеми патриархами – от Авеля до праведного Ноя, Авраама и Иакова» (с. 327).

Далее,  в  книге  адвентистского  автора  А. Буйона  «За гранью будущего»  (Заокский, 2001, с. 78) говорится: «Если суббота – это Божья печать, то что тогда знак зверя?» Затем автор пытается (совершенно безосновательно, на наш взгляд, но следуя пророчествам основательницы Церкви АСД) подвести читателя к мысли о том, что знак зверя – это соблюдение воскресного дня, после чего делает такой вывод (опять же, повторяя за Е. Уайт):  «Это пророчество указывает, что придёт время в этом мире, когда те, кто соблюдает субботу, не смогут ни покупать, ни продавать».

Если то, на чём настаивают адвентисты, правда, тогда все, кто не почитают особым образом субботний день, мягко говоря, сильно рискуют – ни больше ни меньше, как быть отмеченными начертанием или (печатью) зверя. Поэтому было бы неплохо разобраться с этим вопросом. Ниже приводятся представленные в виде вопросов и ответов размышления, причём сформулированные вопросы – это, как правило, переведённые в вопросительную форму утверждения, лежащие в основе аргументации АСД в отношении необходимости соблюдения 10 Заповедей (Декалога) и субботы в том числе.

Библейские цитаты приводятся из Синодального перевода Библии, которым предпочитают пользоваться адвентисты, несмотря на то, что институтом перевода Библии Церкви АСД в России был издан перевод Библии, известный как Библия в современном русском переводе (под редакцией М.П. Кулакова). В этой же связи также используются наименования библейских книг так, как они обозначены в Синодальном переводе (например, «Ефесянам», а не «Эфесянам»). 


Вопрос: Соблюдалась ли суббота до того, как это установление было дано евреям после выхода из Египта?

Ответ: История еженедельного 24-часового соблюдения субботы начинается с народа Израиль в пустыне во втором месяце после их исхода из Египта в 1513 г. до н.э. (Исход 16:1). Бог сказал Моисею, что удивительной манны будет вдвое больше в шестой день. Когда это произошло, вожди народа сообщили Моисею об этом, и затем была объявлена договоренность относительно еженедельной субботы (Исход 16:22,23). То, что Израиль стал обязанным выполнять это требование с того времени,  показано словами в Исход 16:28, 29. Кроме того, следует принять во внимание следующее.

Во-первых, если бы израильтяне уже соблюдали субботу, это не могло бы служить им как напоминание об их избавлении Богом из Египта, что ясно видно из контекста записанного во Второзаконие 5:12-15 (“потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний”, как отмечается в стихе 15). 

Во-вторых, то обстоятельство, что некоторые из израильтян вышли, чтобы собирать манну в седьмой день, несмотря на запрет, указывает (хотя и косвенным образом)   на   то,   что  соблюдение  субботы  было  чем-то   новым  для  них  (Исход 16:11–30)

В-третьих, в то время как израильтяне были рабами в Египте, они в принципе, не могли бы соблюдать субботу, если бы эта заповедь была им дана. Если утверждать обратное, т.е., что израильтяне, будучи рабами, соблюдали субботу, то это, очевидно,  не могло не создавать им серьёзных трудностей. Это, скорее всего, нашло бы отражение в Библии, как пример того, что они, как избранный народ Бога, не шли на компромисс со своими убеждениями. Однако ничего подобного в Библии мы не находим.


Вопрос: Распространялось ли требование соблюдать Закон и заповедь о субботе, в том числе на другие народы? 

Ответ:  Нет, поскольку завет Закона был заключён исключительно с Израилем. Это совершенно ясно видно из Второзаконие 4:8, где чётко указывается на то, что кроме Израиля нет такого народа, “у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей”. Также из Второзаконие 4:10–13 видно, что “десятословие” (стих 13) было дано вышедшим из Египта израильтянам. То, что соблюдение субботы касалось только израильтян, также видно, например,  из  Исайя 58:13,14 (поскольку эти слова обращены к тем, у кого отцом является Иаков (или Израиль)). Подобная мысль содержится  в Иеремия 17:22, откуда видно, что “святить субботний день” требовалось не от всех людей, населяющих землю, а только от “отцов” тех израильтян, к которым были обращены эти слова, а также, разумеется, и от израильтян-современников Иеремии. Об этом же идёт речь в Неемия  9:9,14. Совместное рассмотрение стихов 9 и 14 показывает, что “святая суббота”, “заповеди” и “закон” были указаны “отцам”. Также во 2 Паралипоменон 2:4 сказано, что соблюдать субботы  “навсегда заповедано Израилю”, а из Левит 19:2,3 видно, что заповедь хранить субботы касалась “всего общества сынов Израилевых”. В свою очередь всё это непосредственно согласуется с записанным в Псалом 77:5–7; 147:8,9. (Также см. Исход 31:12–17; Левит 26:46; Иезекииль 20:10–13; Римлянам 2:14,15).


Вопрос:  Делится ли данный Богом Закон на две части: Десять Заповедей и церемониальную часть?

Ответ:   Нет, не делится, потому что ни Иисус, ни его ученики не делали никакого различия между так называемыми моральными и церемониальными законами, т.е. между законом Моисея и Законом Бога. Они цитировали другие части Закона так же, как и Десять Заповедей (Матфея 5:21–48; 22:37–40; Римлянам 7:6,7; 13:8–10; Иакова 2:10,11). Закон представлял собой целостную систему, на что указывают, например, следующие места Писания: Даниил 9:11,13; 3 Царств 2:3; 1 Паралипоменон 16:40; 2 Паралипоменон 23:18; Деяния 23:3; Евреям 10:28; 1 Коринфянам  9:8,9,20,21.

Записанное  в Римлянам 13:8–10 также свидетельствует о том, что апостол Павел под законом понимал целостную систему, поскольку среди перечисленных в 9-м стихе  пяти заповедей из Декалога (Исход 20:13–17) также упоминаются и “все другие” заповеди. К числу этих “всех других” заповедей не относятся заповеди с 1-й по 4-ю из Исход 20:1–11, поскольку они касались взаимоотношений израильтян с Иеговой, а не с ближним, о чём идёт речь в Римлянам 13:8–10. А раз так, то под “всеми другими” заповедями закона Павел понимал те заповеди, которые не вошли в Декалог (например, из Левит 19:13–18); и для обозначения заповедей как из Декалога, так и не из Декалога Павел использует одно и то же слово “закон” без всяких указаний на его деление на две части. То же самое можно сказать и в отношении Иакова. Так, из отрывка Иакова 2:8–11  видно, что Иаков не разделяет закон на две части, поскольку сначала он упоминает о “законе царском” (Иакова 2:8) из Левит 19:18, который не относится к Декалогу, а затем упоминает заповеди из Декалога.


Вопрос:  Распространяется ли требование соблюдать субботу на христиан? Или, иначе, смертью Христа был отменён весь Закон или только его церемониальная часть?

Ответ:  Нет, не распространяется, поскольку смертью Христа был отменён весь Закон. Иисус, являясь евреем по происхождению, следовал Закону, соблюдая субботу согласно Слову Бога. Он знал, что было законно делать хорошие дела в субботу (Матфея 12:12). Однако Библия говорит, что  “Конец закона – Христос” (Римлянам 10:4), Закона, действие которого прекращается на христианах, так как они “освободились от него [закона]” (Римлянам 7:6). Писание ясно заявляет, что жертва Христа “упразднила... закон заповедей” и что Бог “истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту”. Это был полный Моисеев Закон, который был “упразднен” и “истреблен” (Ефесянам 2:13–15). Следовательно, целая система суббот, будь то дни или годы, была упразднена с остальной частью Закона жертвой Иисуса Христа. Это объясняет тот факт, почему христиане не осуждаются, если "судят о всяком дне равно" (Римлянам 14:4–6; Колоссянам 2:16). 

     Кроме того,  во 2 Паралипоменон 2:4 “субботы” упоминаются наряду с “праздниками” и “новомесячиями” Подобным образом записано в  Неемия 10:33; 4 Царств 4:23; 1 Паралипоменон 23:31; 2 Паралипоменон 31:3; Исайя 1:13; Иезекииль 46:1,3,4,6; Амос 8:5; Осия 2:11. Например, в комментарии к Псалом 80:4 в Новой Женевской учебной Библии говорится: 
«Часто празднование новолуния упоминается с обычным соблюдением субботы. Это же справедливо и для Кол. 2:16,17, где “новолуние” наряду с “субботой” названо “тенью будущего”». 
Это, во-первых, ещё раз доказывает, что соблюдение субботы касалось только израильтян, находившихся под Законом Моисея. Во-вторых, отсюда видно, что на христиан не распространяется требование соблюдать субботу, поскольку в противном случае им пришлось бы соблюдать “праздники” и “новомесячия”. Однако, согласно словам апостола Павла и как видно из контекста Колоссянам 2:13–16, христиане не могут осуждаться за то, что на основании жертвы Иисуса Христа перестанут соблюдать “праздники”, “новомесячия” и “субботы”, будучи иудеями по происхождению. 

     Так, в комментарии библеиста Уильяма Баркли к Колоссянам 2:16 говорится: 
«Гностическое и иудейское соблюдение дней (2,16). Они соблюдали ежегодные праздники, ежемесячные новолуния и еженедельные субботы. Они устанавливали списки дней, специально посвященных Богу, в которые нужно было делать определенные вещи, а другие вещи нельзя было делать. Они отождествляли религию с ритуалом. Критика Павла в адрес такого подчеркивания дней совершенно ясна и логична. Павел говорит: "Вы спасены от всей этой тирании законных правил. Почему вы хотите снова поработить себя? Почему вы хотите вернуться к иудейскому закону и оставить христианскую свободу?" Еще нынче не умер тот дух, который делает из христианства систему норм и правил». 
     Также в этой связи в издании «Толковая Библия; или комментарии на все книги Св. Писания. Ветхого и Нового Завета» (Второе издание Института перевода Библии, Стокгольм, 1987) в комментарии к Колоссянам 2:16 говорится: 
«Так как Христос освободил людей от обязанности исполнять обрядовые постановления Моисеева закона, то поэтому никто не вправе осуждать колоссян за их свободное отношение к выбору яств и питья или за соблюдение ими какого-нибудь праздника иудейского (великого праздника), или праздника новомесячия, или же обыкновенной субботы». 

Примечательно также в этих словах то, что Павел никак не выделял особым образом субботы от праздников и новомесячий подобно тому, как к этому относились и писатели Ветхого Завета согласно вышеупомянутым текстам Библии. Более того, Павел порицал некоторых христиан, пытавшихся “возвратиться к немощным и бедным вещественным началам” (Галатам 4:9–11), а также “наблюдать дни, месяца, времена и годы”. Например, что касается Галатам 4:10, то в сноске к слову  “дни” в Восстановительном переводе Библии  записано: «субботы, новомесячия», а в сноске к слову “годы” записано: «вероятно, субботние годы». Подобным образом в переводе В.Н. Кузнецовой  в сноске к слову “дни” записано: «дни – субботы», а в сноске к слову “годы” записано: «или субботние годы, или празднования Нового года»

Подобным образом  в издании «Толковая Библия; или комментарии на все книги Св. Писания. Ветхого и Нового Завета» (Второе издание Института перевода Библии, Стокгольм, 1987) в комментарии к Галатам 4:10 говорится: 
«Дни – это, во-первых, священная суббота, а также, может быть, два дня, в которые фарисеи постились кардую неделю (ср. Лук. XVIII, 12), и день 14-го Нисана, который именно требовалось наблюдать или вычислять, и, наконец, день новомесячия … Годы – субботний (каждый седьмой год) и юбилейный (каждый пятидесятый)».


В пользу утверждения о том, что требование соблюдения субботы не распространяется на христиан, также свидетельствует следующее обстоятельство. Во-первых, следует задаться вопросом: «А каким был состав раннехристианских общин?». Вполне очевидно, что вначале это были преимущественно иудеи по происхождению (проживавшие как в самой Палестине, так и за нё пределами) и прозелиты, т.е. обращённые в иудаизм язычники. Затем, во исполнение пророчества из Даниил 9:27 (“и утвердит завет для многих одна седмина”), христианами становятся неиудеи. Далее, с точки зрения бывших язычников, ставших последователями Христа, соблюдение субботы было таким же специфическим,  сугубо иудейским  мероприятием, как и обрезание, уплата десятины и неупотребление нечистой пищи. Поэтому совершенно справедливо возник вопрос о том, следует ли обращённым в христианство язычникам соблюдать Моисеев закон и, в частности, выполнять обрезание. Руководимые Божьим духом апостолы постановили “не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите” (Деяния 15:6,20,28,29). Как можно видеть, среди этих требований  нет  указания  соблюдать субботу. А поскольку христианам, независимо от их происхождения, надлежало  хранить  “единомыслие”  и  “единодушие” (Римлянам 15:5,6; 1 Коринфянам 1:10; 2 Коринфянам 13:11), с течением времени христианами из иудеев, некоторое время ещё придерживавшихся Закона и в том числе соблюдавших и субботу, было осознано, что “Конец закона – Христос” (Римлянам 10:4) и что Христос “упразднил закон заповедей учением, дабы из двух [иудеев по происхождению и язычников] создать в Себе Самом одного нового человека” (Ефесянам 2:14–18).

Также cледующие места Писания: Римлянам 6:14–17; 2 Коринфянам 3:7–11; 5:5,6; Евреям 8:6,7,13; 10:9 указывают на преходящий характер всего Закона, в том числе и заповеди о субботе. 

Следует отметить ещё одно обстоятельство в этой связи. Среди первых христиан было немало рабов, которые должны были подчиняться своим господам (Ефесянам 6:5; Колоссянам 3:22). Очень трудно себе представить то, каким образом христиане-рабы могли соблюдать субботу, если предположить, что её соблюдение было обязательным для них, и в то же время подчиняться своим господам (что подразумевало выполнение определённой работы), для которых, очевидно, суббота ничем не отличалась от других дней. 


Вопрос: Если  Закон и в том числе заповедь о субботе отменены, то, значит, отменены и все нравственные установления Бога?

Ответ: Конечно же,  нет. Из того, что смертью Христа был отменён весь Закон, не следует, что были отменены и все нравственные нормы и принципы, установленные Богом, как об этом ясно сказано в Римлянам 6:15,16 (см. также Галатам 5:24–26; Евреям 10:26,27). Отмена Закона означает упразднение устройства, установленного Богом для Израиля, с целью подготовки Своего избранного народа к приходу Мессии (Галатам 3:23–25). Поэтому после того как Христос выполнил свою роль и “исполнил  Закон” (Матфея 5:17), Богом устанавливается “Новый Завет” (или устройство) (2 Коринфянам 3:6), при котором Его законы будут вложены “в сердца их” и будут написаны “в мыслях их” (Евреям 10:16), так что “служение смертоносным буквам, начертанное на камнях” (2 Коринфянам 3:7) [на камнях или скрижалях были записаны 10 Заповедей], уже не будет иметь силы (“преходящее” согласно 2 Коринфянам 3:11), а от христиан требуется “служение духа” (2 Коринфянам 3:8).


Вопрос: А разве  Матфея 5:17,18; Евреям 4:9; Иакова 2:10,11 и Исайя 66:23 не указывают на непреходящее значение Закона (10 Заповедей) и заповеди о субботе в том числе?

Ответ:  Во-первых, относительно Матфея 5:17,18. Что значит ”всё” в стихе 18? Это значит, что Иисус должен искупить человечество от рабства греха и смерти, и в этом смысле Он пришёл “исполнить закон” (ст. 17) и, «зная, что уже всё совершилось» (Иоанна 19:28), подтвердил это перед самой смертью, сказав: “совершилось” (Иоанна 19:29). Именно поэтому апостол Павел мог сказать, что “Конец закона – Христос” (Римлянам 10:4), а также то, что “закон был … детоводителем ко Христу” (Галатам 3:24). 

Интересно, в связи с этим, отметить, что в сноске к Галатам 3:25 в Восстановительном переводе Библии  записано: «Поскольку пришла вера в Христа, нам незачем оставаться под охраняющим нас законом». В этой же связи следует вспомнить о ситуации, описанной в Матфея 19:16–19, откуда видно, что Иисус, отвечая на вопрос богатого молодого начальника о том, что нужно делать, “чтобы иметь жизнь вечную”, перечислил требования Декалога, не упомянув при этом заповеди о соблюдении субботнего дня, как необходимой для спасения. 

      Далее, относительно Евреям 4:9. Выдвигать это место Писания в качестве аргумента того, что на христиан распространяется соблюдение субботы, некорректно, поскольку весь контекст (стихи с 1 по 11  4-й главы Евреям) показывает, что Божьему народу ещё предстоит войти в покой, т.е., обрести субботу в будущем (ст. 1 и 6). Поэтому, например, в переводе В.Н. Кузнецовой этот стих звучит так: “Значит, субботний отдых ещё предстоит Божьему народу”, а в Современном переводе: “Но ещё  придёт седьмой день, день отдыха для людей Божьих”. Также в комментарии к этому стиху в Новой Женевской учебной Библии говорится: «Окончательное празднование субботы (вхождение в покой Божий) ожидает народ Божий в будущем».

      Что касается Иакова 2:10,11, то здесь надо принять во внимание два обстоятельства. Во-первых, как ранее упоминалось и как следует из контекста, сам Иаков не разделяет закон на две части, поскольку сначала он упоминает о “законе царском” (Иакова 2:8) из Левит 19:18, который не относится к Декалогу, а затем упоминает заповеди из Декалога. Во-вторых, как уже ранее упоминалось, христиане из иудеев ещё некоторое время продолжали соблюдать Моисеев закон, пытаясь даже сделать его исполнение обязательным для своих братьев из язычников (Деяния, гл. 15). Например, в Восстановительном переводе Библии в комментарии к Иакова 2:10 записано: 
«Из сказанного в ст.8–10 видно, что во времена Иакова верующие из иудеев всё ещё занимались соблюдением ветхозаветного закона. Это перекликается со словами в Деяния 21:20, сказанными Павлу Иаковом и старейшинами в Иерусалиме. Иаков, старейшины в Иерусалиме и многие тысячи верующих из иудеев по прежнему придерживались смеси христианской веры и Моисеева закона … Они не сознавали, что устроение закона полностью закончено и что следует полностью подчиняться устроению благодати». 
Поэтому рассматривать Иакова 2:10,11, не принимая во внимание контекст (стихи 8,9), некорректно, а, значит, с учётом ранее сказанного, записанное в Иакова 2:10,11 не  может рассматриваться как аргумент в пользу того, что христиане должны соблюдать субботу.

       Что касается Исайя 66:23, то пророческий смысл выражения «из месяца в месяц и из субботы в субботу» указывает на регулярность поклонения, которое будет осуществляться Богу, а не на то, что оно будет именно в субботу. Чтобы убедиться в том, что это именно так, можно обратить внимание на то, как это выражение звучит в других переводах Библии. Например, выражение «из месяца в месяц» из Синодального перевода в Современном  переводе звучит как «каждый первый день месяца», а в комментарии к этим словам записано: «первый день месяца – Букв.: “новолуние”, первый день месяца в еврейском календаре и особый день поклонения». Это согласуется с тем, как выражение “из месяца в месяц” из Синодального перевода звучит и в других переводах. Например, в англоязычных переводах: American Standard Version (“from one new moon to another” – дословно: “от одного новолуния к другому”) и переводе С. Байингтона (“from each new moon” – дословно: “каждое новолуние”).

     Поэтому, раз ни сегодня, ни в будущем от христиан не требуется соблюдать новолуние, то, во-первых, как уже ранее утверждалось, записанное в Исайя 66:23 указывает на регулярность поклонения Богу, а во-вторых, на то, что для христиан нет необходимости соблюдать и субботу, а это в свою очередь согласуется с ранее записанным относительно Галатам 4:10,11.  Изложенная здесь мысль также находит своё подтверждение в комментарии к Исайя 66:23 в  Новой Женевской учебной Библии, где говорится: 
«С наступлением нового века вся вселенная будет славить Господа. В христианской церкви откроется возможность вечного и непрерывного богослужения, в котором будет деятельно участвовать “всякая плоть”».       


Подведём итоги.

Согласно Иоанна 13:34-35, признаком тех, кого одобряет Бог, является проявление любви, а не соблюдение субботы, и это согласуется с 1 Иоанна 3:14, откуда  видно, что христианин переходит “из смерти в жизнь” не потому, что соблюдает субботу, а потому что проявляет любовь, и именно “любящий другого исполнил закон” (Римлянам 13:8), а не соблюдающий субботу  исполнил закон. Согласно же Галатам 5:6, не соблюдение субботы имеет силу, а “вера действующая любовью”.

 В силу этого нет оснований вслед за последователями основательницы Церкви АСД полагать, что Божьей печатью отмечаются те, кто соблюдает субботу, и что «начертанием зверя» будут отмечены те, кто соблюдает воскресенье, как день поклонения.

 На этом можно было бы и закончить рассмотрение поднятого вопроса, однако, само категоричное (не приемлющее других вариантов) разделение адвентистами людей на соблюдающих и не соблюдающих субботу не может не вызывать некоторых вопросов, как например:

1. А как быть с более чем миллиардом мусульман, для которых священным днём является ни суббота и ни воскресенье, а пятница?

2. А с более чем миллиардом индуистов и буддистов, для которых вообще не идёт речи о каком-то конкретном особом дне для поклонения?

3. А как быть с огромным числом тех, кто заявляет о своей атеистической позиции или агностиках и пантеистах, и, следовательно, для таких людей вообще не стоит вопрос о поклонении Богу?

 Многолетний опыт общения с представителями Церкви АСД  (и религиозных объединений от неё отделившихся, но разделяющих её точку зрения на поднятый вопрос) показывает, что они, как правило, не готовы к таким вопросам, а если и пытаются на них отвечать (часто по-разному), то обычно лишь в предположительном ключе. Разумеется, всё это говорится не для того, чтобы осудить искренне верующих адвентистов, среди которых, очевидно, немало богобоязненных людей с добрым сердцем. Возможно, поставленные вопросы послужат побуждением для некоторых из них шире взглянуть на ситуацию и не быть столь категоричными, утверждая, что несоблюдение субботы будет означать для человека невозможность вечной жизни. 


Игорь Лысенко
igor.v.lysenko@gmail.com




Комментарии

  1. По поводу стиха из Евреям 4:9 . Если бы Павел в этом месте действительно говорил о соблюдении субботнего дня , то это выглядело бы по меньшей мере странно . Почему ? Потому что христианам их язычников Павел , в своих письмах ,ни разу не обмолвился и словом о необходимости соблюдения субботы .Хотя по долгу службы просто был обязан . А тут евреям , которые с детства были научены соблюдать этот день , Павел лишний раз пытается объяснить и без того понятное ?

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения